Аспасия или Аспазия

Философ (Греция)

Аспаcия

Аспасия - одна из знаменитейших женщин древней Греции. Она родилась в 470 г. до н.э. в Милете, Аспасия была дочерью Aкcиoxa, человека выдающегося ума, имевшего благотворное влияние на своих близких, чем и объясняются таланты и способности его дочери. Приехав в Афины в сопровождении нескольких молодых гречанок, чтобы основать свою школу риторики, Аспасия застала здесь много противоречивых и отсталых обычаев и сразу повела против них решительную борьбу. Главным образом это касалось женского вопроса — эмансипации женщин. Новоприбывшие поселились все вместе, занимались политикой, философией, искусствами и охотно допускали всех желающих на свои собрания. Непривычные к подобным зрелищам афиняне из простого любопытства начали наведываться в гостеприимный дом, куда их привлекла красота приезжих женщин, а затем стали посещать его, увлеченные обсуждавшимися там вопросами.Знания Аспасии поражали даже афинских философов. Сам знаменитый Сократ объявил себя учеником этой прекрасной и гениальной женщины. Дом ее в Афинах был сборным местом влиятельных и замечательных по уму и дарованиям людей, которые даже приводили к ней своих жен, что было совершенно не в нравах того времени.

Многие затворницы – законные супруги – хотели познакомиться с удивительной женщиной. Самые решительные посещали собрания Аспазии. Главной темой разговоров женщин был брак. «Милетская гетера» находила возмутительным условия современного брака. «Каждая женщина, – внушала она, – должна быть свободной в выборе мужа, а не выходить за назначенного ей родителями или опекунами; муж обязан воспитать свою жену и разрешать ей высказывать свои мысли». Мужчины не разделяли смелых взглядов Аспазии, но их жены были в восторге и внимали гетере, словно оракулу.

В салоне Аспасии можно было встретить философов Анаксагора с его учеником Еврипидом, убежденным женоненавистником, Зенона, Протагора, врача Гиппократа, ваятеля Фидия и, чаще других, Сократа. Ум Аспасии, её здравый смысл, красноречие, умение слушать и вести споры невольно заставляли присутствующих с благоговением внимать речам необыкновенной красавицы.

Платон говорит об Аспасии устами Сократа в диалоге "Менексен", что его учительницей "была та, что совсем неплохо разбиралась в риторике и вдобавок обучила многих хороших ораторов, среди них - выдающегося оратора эллинов Перикла". В "Менексен" Сократ воспроизводит речь Аспасии. Она вела философские беседы с Сократом и Анаксагором, рассуждала о политике с Хариносом, о гигиене с Гиппократом, об эстетике с Фидием. Ее утонченность, остроумие, глубина познания того или иного предмета приводили в восторг собеседников. Это отмечал и ученик Сократа Эхиней. Платон говорил, что он, подобно Периклу, обязан Аспасии возбуждением в нем умственной деятельности.

Аспаcия

Один из образцов ее диалектики и красноречия сохранился у Цицерона. Однажды Аспаcия спросила жену Ксенофонта, захотела бы та заполучить деньги своей соседки, если у той их оказалось бы больше, чем у нее самой. Жена Ксенофонта ответила положительно. Точно так же положительно ответила она на вопрос: "Захотела бы ты заполучить наряды и украшения соседки, если бы они оказались лучше твоих?" И только на третий вопрос - "Захотела бы ты получить мужа соседки, если бы он оказался самым лучшим мужчиной?" - жена Ксенофонта смутилась и воздержалась от ответа. Тогда Аспаcия стала вопрошать Ксенофонта. Он также пожелал бы иметь коня соседа, если бы он оказался лучше его жеребца, земельный участок, если он больше и плодородней, но также воздержался от ответа на вопрос: "Хотел бы ты иметь жену соседа, если она оказалась бы самой лучшей женщиной?" После этого Аспаcия сказала им: "Так как оба вы не отвечаете именно на то, что я больше всего желала от вас узнать, то я сама вам скажу, что каждый из вас думает. Из того, что ты, жена, желаешь иметь наилучшего мужа, а ты, Ксенофонт, наилучшую жену, я заключаю, что если вы сами в себе не достигнете, чтоб на свете не было ни мужа, ни жены лучше вас, то вы непременно, и тем усерднее станете искать вне себя того, что вам кажется наилучшим, и приложите все старания, чтобы стать - ты, Ксенофонт, мужем наилучшей жены, а ты, подруга его, женой наилучшего мужа".

Перикл

Аспасию обожал Сократ и познакомил с ней Перикла, которому она внушила прочную привязанность. Перикл расстался со своей первой женой и женился на Аспасии (445 до нашей эры). Сохранилась речь Перикла к афинянам — Sophist, которая, как традиционно считают, написана Аспасией. Правда, насмешка не щадила Аспасию. Ее называли Герой Олимпийца Перикла, а также Омфалой и Деянирой нового Геркулеса. Политические противники Перикла взводили на нее, вообще, многие обвинения: так например, ей приписывали войну между афинянами и жителями о-ва Самоса. Аристофан обвинял ее в том, что Пелопонесская война загорелась вследствие похищения мегарцами некоторых из ее служанок. Фукидид вовсе не упоминает об Аспасии, не осмеливаясь нападать на самого Перикла, противники его, устами комика Гермиппа, обвинили Аспасию в непочитании богов. Перикл выступил ее защитником и обезоружил судей. По смерти Перикла, Аспасия вышла замуж за народного вождя Лизикла, который достиг значительного влияния, но вскоре умер. Дальнейшая судьба Аспасии неизвестна. Имя ее было так знаменито, что сардский царь Кир назвал Аспасией свою, также отличавшуюся умом и красотою, фаворитку - фокеянку Мильто.

На главную

Список

Hosted by uCoz